Речь шла о мероприятиях по совершенствованию на территории области работы скорой медицинской помощи и мерах по ликвидации дефицита медицинских кадров.
Задачу по улучшению работы скорой помощи губернатор поставил региональному Минздраву летом прошлого года. За это время, по информации министра здравоохранения области Константина Пахоменко, принят ряд мер для повышения качества работы скорой.
Создана единая дежурная диспетчерская служба, позволяющая оперативно реагировать на вызовы. Все автомобили скорой подключены к спутниковой системе навигации «ГЛОНАСС».
Организованы кабинеты неотложной медпомощи в центральных районных и межрайонных больницах, поликлинических отделениях Калуги, в которые ежедневно передаются до 40% неотложных вызовов. Таким образом, сокращается нагрузка на бригады, работающие на экстренную помощь. Открыты дополнительные посты скорой в п. Детчино и микрорайоне Анненки г. Калуги.
На базе Регионального центра скорой медицинской помощи и медицины катастроф (РЦСМПМК) создан региональный телемедицинский центр. Ежедневно здесь проводятся консультации пациентов, находящихся на амбулаторном лечении с COVID-19, а также оказываются консультации врач-пациент в режиме реального времени. За 4 месяца 2021 года проведено 81 тыс. 914 консультаций.
С августа прошлого года осуществляется медицинская эвакуация авиатранспортом пациентов из отдаленных районов области в медицинские организации Калуги для специализированного лечения. До настоящего времени выполнено 84 вылета.
Константин Пахоменко отметил, что за три последних года нагрузка на бригады скорой помощи выросла на 45,5 тысяч вызовов в год, то есть в среднем на 125 в сутки. Служба скорой помощи в первую очередь нуждается в квалифицированных кадрах. Дефицит медработников при коэффициенте совместительства 1,67 составляет 10%. Дефицит водителей — 37%. Несмотря на это за последний месяц количество бригад увеличилось с 63 до 86. Количество обслуженных экстренных вызовов до 20 минут увеличилось с 38,0% до 83,9%.
Этому способствовало создание более комфортных условий работы службы. Благодаря руководству области в прошлом году РЦСМПМК переехал в новое здание. Открыт симуляционный класс для отработки профессиональных навыков сотрудников, постоянно проводятся мероприятия по повышению квалификации. Приняты на работу 13 врачей, 37 фельдшеров, 23 водителя скорой помощи. Привлечены на прохождение практики 60 студентов медицинского колледжа и Калужского государственного университета им К.Э. Циолковского. В медицинском институте КГУ открыта клиническая ординатура по специальности «скорая медицинская помощь».
Проработан вопрос нехватки и неисправности подвижного состава. В рамках программы модернизации первичной медико-санитарной помощи в прошлом году в регион поступило 115 автомобилей для оказания в том числе неотложной помощи. Всего в 2021-2025 годах будет закуплено 198 автомобилей.
По словам Константина Пахоменко, скорая медицинская помощь нуждается в дополнительных источниках финансирования, в первую очередь для увеличения оплаты труда медицинского персонала в связи с увеличивающейся нагрузкой.
В настоящее время на базе РЦСМПМК создаётся центр амбулаторной паллиативной медицинской помощи взрослым, что позволит значительно улучшить качество жизни неизлечимых больных, снять нагрузку с линейных бригад и увеличить финансирование из региональных средств в рамках территориальной программы госгарантий. Помимо этого, в РЦСМПМК будет открыт городской пункт амбулаторной помощи для повышения доступности и качества медицинской помощи населению, что также позволит получить дополнительное финансирование фонда ОМС.
Константин Пахоменко подчеркнул, что кадровый дефицит существует не только на скорой помощи. В настоящее время области необходимы 459 врачей и 314 средних медработников. Наиболее дефицитные специальности — педиатрия, терапия, анестезиология-реаниматология, акушерство и гинекология, ультразвуковая диагностика, неврология, рентгенология, детская стоматология.
Министерство здравоохранения области постоянно проводит работу по привлечению в регион медицинских кадров. В 2021 году на работу в учреждения здравоохранения поступили 204 медицинских работника, из них 79 выпускников-целевиков, 27 человек — по программе «Земский доктор/Земский фельдшер» и 98 человек, прибывших из других регионов и государств.
В настоящее время в вузах по целевым договорам обучаются 724 студента. В регионе осуществляются меры социальной поддержки медработников, в том числе оплата за наём жилья, оплата части процентной ставки по ипотечным кредитам, оплата коммунальных услуг медработникам в сельской местности, надбавки молодым специалистам и другие. Однако близость столичного региона, где заработная плата выше, не позволяет пока полностью решить проблему нехватки кадров.
Владислав Шапша отметил эффективность уже сделанных шагов по улучшению работы скорой помощи. Вместе с тем, по его мнению, необходимо продолжить привлечение в службу квалифицированных кадров, постепенно увеличивать количество бригад и их мобильность, развивать региональную сеть пунктов оказания скорой медицинской помощи.
Владислав Шапша поручил Константину Пахоменко разработать предложения по дополнительному стимулированию работников скорой помощи, чтобы повысить интерес и мотивацию людей работать в этой службе. «Вы это должны сделать обязательно. Это первый рубеж нашей медицинской обороны, это то, что необходимо людям. Есть случаи, когда скорая не только спасает жизни, но и сохраняет людям качество жизни», — отметил губернатор. При этом он подчеркнул, что повышение эффективности работы скорой касается не только Регионального центра скорой медицинской помощи и медицины катастроф, но и обнинской Клинической больницы № 8. «Я знаю, что новый руководитель КБ № 8 уже принял достаточно действенные решения в отношении руководства скорой помощи. Уверен, это тоже принесёт свои результаты», — подчеркнул Владислав Шапша.
Глава региона также поручил Министерству здравоохранения области и Центру управления регионом оперативно реагировать на все обращения населения, касающиеся работы системы здравоохранения. «Внимательнейшим образом рассматривайте все жалобы, по работе скорой помощи — возьмите на отдельный контроль. Разбираться нужно в первые же сутки после поступления жалобы», — акцентировал Владислав Шапша.
Министерство внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области
Официальная информация доступна на сайте областной администрации:
www.admoblkaluga.ru